ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ ДЕРЕВЯННЫХ ДЕТАЛЕЙ И АГРЕГАТОВ
Производство взаимозаменяемых агрегатов дает возможность правильно кооперировать заводы, производящие самолеты или агрегаты одной конструкции. Взаимозаменяемость деталей и агрегатов самолета является одним из основных условий, обеспечивающих поточную сборку. Всякая подгонка деталей и агрегатов при сборке нарушает ритм, затрудняет нормирование, вводит в технологический процесс элемент неопределенности, т. е. нарушает поточность производства.
Одновременно с упрощением сборки взаимозаменяемых деталей и агрегатов упрощается конструкция стапелей для сборки агрегатои, так как можно отказаться от фиксации деталей в стапеле по контуру и ограничиться фиксацией их по сборочным отзерстиям.
При эксплоатаци» самолета наличие взаимозаменяемых деталей и агрегатов обеспечивает быстрый ремонт и замену одних агрегатов другими.
Деревянное самолетостроение имеет ряд специфических особенно, стей, затрудняющих проведение в жизнь принципа взаимозаменяемости. К их числу прежде всего следует отнести конструктивные особенности деталей и агрегатов и физико-механические свойства древесины.
Основные агрегаты самолета — фюзеляж, крыло и стабилизатор, представляющие собой сложные ‘пространственные сооружения, при стыковке должны точно совпадать не только по стыковым отверстиям, но и обеспечивать указанную в чертежах конфигурацию собранного изделия.
Однако, если не принять профилактических мер, предохраняющих древесину агрегата от увлажнения, то агрегат может изменить свои размеры и конфигурацию. Это затрудняет обеспечение взаимозаменяемости агрегатов деревянной конструкции. Кроме того, при сушке древесины линейные размеры в радиальном, тангенциальном и продольном направлениях изменяются неодинаково. Усушка — больше в тангенциальном направлении, меньше в радиальном и совсем незначительна в продольном (см. фиг. 13).
Учитывая, что минимально изменяются размеры древесины в продольном направлении, детали следует раскраивать таким образом, чтобы волокна были направлены параллельно тому размеру, изменение которого может повлечь за собой нарушение конфигурации и основных размеров узла или агрегата. Крупные детали, которые не могут быть изготовлены из целой древесины, должны быть склеены из отдельных заготовок. Необходимо подбирать, и устанавливать рейки при склейке в щиты в определенном порядке, иначе неправильно подобранные и склеенные рейки увеличивают деформацию изготовленных из них деталей.
На фиг. 414 показаны три случая набора реек в щиты. По первому способу А изготовленные щиты мало коробятся, но имеют пониженные механические свойства.
Широко распространен способ Б склейки щитов, которые в этом случае также мало коробятся, но более прочны.
Щиты, склеенные по способу В, подвержены сильному короблению.
Чтобы уменьшить изменяемость формы, между склеенными щитами прокладывают иногда дополнительно листы фанеры, балинита или дельтадревесины. Особенно желательно делать такие прокладки при изготовлении узловых деталей в местах крепления на них стыковых узлов. Это увелнчнвает их прочность н одновременно обеспечивает сохранение размеров. Следует заметить, что прокладки в деталях не всегда обеспечивают требуемую толщину и часто дают отклонения в значительных пределах. В детали с проклеенной фанерой величина
339
U ГкЛиіІСПіШ О І 111) лі 11 і І,! *’і І > 11U1 і) (1.1 .ЛІ* і» 1 ■ .і і л h II і ‘ , і.1 і, і 11111 і і 111 і. I Ih I I НІ фанеры в сечении. По ОСІ’ дспускают отклонение фанеры по толщине 0,2—0,6 мм (в зависимости от ее толщины), что при большом количестве листов в детали может привести к нарушению взаимозаменяемости. Особенно это важно в лонжеронах секционной конструкции, где толщина их в зависимости от количества п толщины фанерных прокладок может отклоняться до 3 иш от поминальной величины. Отклонения могут быть сведены до минимума путем подбора фанерных прокладок п обработки их на вальцовых шлифовальных станках. Фанерные прокладки сортируют по толщине в группы с одинаковой величиной и знаком отклонения от номинального размера. Например, ■ лонжерон собирают с фанерными прокладками толщиной 2—4 мм. Они имеют отклонения от ±0,25 до ±0,4 мм. При этом все фанерные заготовки сортируют па четыре і ругаю; (.можно и на большее наело, по практически это трудно осуществить) с плюсовыми II минусовыми отклонениями. Прн комплектовке лонжерона фанерные прокладки с ‘ плюсовыми и минусовыми допусками подбирают поровну (толщина лонжерона получится номинальной величины). Способ неудобен Чем, что требует специального измерительного инструмента большой точности. При обработке древесины вращающимся инструментом при несоблюдении режимов резания и неточной установке резцов в ножевых головках, образуется волнистая поверхность, которая меняет окончательную толщину детали, собранной из отдельных заготовок, и этим нарушает взаимозаменяемость деталей в сопряжениях. При соединении деталей с волнистой поверхностью могут быть два случая (фиг. 415): / |
Фиг. 415. Соединение деталей, имеющих волнистую поверхность.
■ 1) гребни волн соединяемых плоскостей совпадают (толщина де-
тали будет максимальной);
2) гребни волн одной плоскості: расположены симметрично греб — , ним волн другой (толщина детален будем минимальной).
Все промежуточные положения будут давать какие-то средние размеры между крайними отклонениями. В табл. 12 дамы степени требуемой гладкости различных строганых и фрезерованных поверхностей.
( _____________________ ✓
Помимо режимов резания, на качество обработки древесины оказывает влияние общее состояние станков.
(•; ‘ * Твердость древесины допускает применять большие скорости
$ резания и подачи, однако при этом в станках возникают вибрации.
Они снижают качество и точность ‘обрабатываемых деталей. Для 4 устранения вибраций деревообрабатывающие ставки устанавливают на
станка прокладывать подушки из войлока, резины, пробки н др.
рацию. Основные причины шюрации станков: а) неуравновешенность вращающихся масс; б) погнутость палов; в) неконцеитрнчноеть шкивов и биение ремней; г) несоответствие числа оборотов рабочего вала;
д) электрическое неравновесие в моторе; е) неправильный инструмент * и деформация его во время работы; ж) неточная установка и центровка подшипников.
Рабочее месте следует содержать в надлежащем порядке. Стружки, опилки и другие отходы, образующиеся при обработке древесины, необходимо ‘своевременно удалять, так как, попадая между столом и прчеттопгб-огшем, они снижают точность обработки.
Деревообрабатывающие станки при соответствующем за ними уходе дают точность обработки, вполне удовлетворяющую требованиям, предъявляемым к взаимозаменяемым деталям. Например, иа фрезерных стайках можно получить точность обработки до 0,05 мм, на рейсмусо- вочных — до 0,1 мм.
При неправильном хранении детали и агрегаты из древесины могут изменять форму и размеры. Поэтому влажность и температура воздуха в цехах должны обеспечить равновесную влажность в древесине изделий в пределах 8—12%. Оптимальные условия для хранения сухой древесины и деталей в цехах создаются кондиционированием воздуха.
При перевозке агрегатов и деталей по открытому воздуху из цеха в цех их следует покрывать чехлами во избежание влияния переменной влажности воздуха па древесину.
Для достижения взаимозаменяемости деталей не следует применять универсальный мерительный инструмент для измерения готовых деталей и агрегатов. Необходимо измерять контрольными шаблонами и точными макетами там, где это практически возможно. Число одинаковых шаблонов и макетов должно быть минимально для уменьшения величины возможных ошибок при измерении.
Не следует проводить обработку узлов и деталей по разметке, так как при этом неизбежно появляются отклонения вследствие неточности оборудования, инструмента и неправильной работы.
Производство взаимозаменяемых узлов и агрегатов самолета долж* но быть оборудовано строго увязанными между собой приспособлениями.
Размеры в приспособлениях увязывают следующими методами:
1) По макету. Приспособления строят по чертежам, фиксаторы монтируют, по макету. Стыковку обеспечивают взаимной увязкой отдельных макетов.
2) По эталонному агрегату. В приспособлениях, изготовленных по чертежам, сначала собирают опытный агрегат, который при — г имают за эталон. Эталон’ стыкуют с сопрягаемым агрегатом, принятым также за эталон. Так получают группу эталонных агрегатов, составляющих самолет.
3) По системе генеральных эталонов. Строят образцовый макет-агрегат с бысокой точностью обработки в инструментальном цехе или цехе приспособлений. Образцовый макет-агрегат считают генеральным эталоном! по которому строят все связанные с ним эталоны.
4) По плазовой разбивке. Все сборочные приспособления стыкуемых агрегатов и узлов изготовляются по чертежам, а фиксаторы устанавливают по шаблонам агрегатов, изготовленных и* увязанных по плазу.
В деревянном самолетостроении для увязки между собой сборочных приспособлений н стапелей взяты за основу третий и четвертый методы. ■ ■ .
За генеральный эталон принимают тот агрегат, который песет на себе максимальное количество стыковых узлов. Обычно при разъемном крыле за генеральный эталон принимают макет центроплана, несущий на себе стыковые узлы с консолями крыла, с фюзеляжем и моторной рамой. При блочной конструкции крыла за генеральный эталон принимают макет фюзеляжа, который несет на себе стыковые узлы с крылом, моторной рамой и стабилизатором.
По генеральному эталону строят систему связи всех агрегатов самолета.
При разработке технологического процесс изготовления взаимозаменяемых деталей и агрегатов сначала должна быть составлена схема стыковки всех эталонов. Прилагаемая схема стыковки основных эталонов (см. приложение 4) разработана для самолета с разъемным крылом.
Размеры генерального эталона центроплана проверяют контрэталоном, в котором установлены фиксаторы всех стыковых узлов центроплана. В контрэталоне центроплана проверяют также и эталоны лонжеронов центроплана. Все остальные эталоны стыкуются непосредственно между собой.
На основе этой схемы, после составления директивной технологии, составляют развернутую схему стыковки оснастки по каждому агрегату с учетом всех контрольных и рабочих приспособлении (см. приложение 5).
Такие схемы наглядно показывают, какими эталонами проверяют тот или иной стапель, приспособление и порядок стыковки эталонов между собой. Взаимосвязь между оснасткой и эталонами должна быть выдержана и периодически проверена .(один-1два раза в квартал в зависимости от загрузки оснастки) по эталонам специальной бригадой рабочих.
На осмотр, проверку и ремонт оснастки бюро технического надзора составляет график, в соответствии с которым цех оснастки проверяет и ремонтирует ее. Периодической стыковкой эталонов в цехе оснастки занимается специальная группа под руководством бюро контроля.
Вся стыковка производится в соответствии со схемой.
Для более. ясного представления взаимосвязи отдельных стыкуемых между собой эталонов выполняют схему стыковки основных эталонов с приложением эскизов (см. приложение 5)в На схеме показаны, кроме эталонов, калибры и макеты для контроля стыковых узлов и обводов агрегатов.
Каждый эталон представляет собой пространственную ферменную кострукцию, сваренную из тонкостенных стальных труб, и должен удовлетворять следующим требованиям:
1. Иметь легкую, удобную для перевозки, но в то же время жесткую ферменную конструкцию.
2. Нести все стыковые узлы с окончательно обработанными стыковыми отверстиями и проушинами.
3. Штыри стыковых узлов должны входить в отверстия без больших усилий от руки, без люфта.
4. Должен обеспечить неизменную связь-между положением СТЫКОВЫХ точек и контуром. Эта взаимосвязь осуществляется наличием в конструкции эталона шаблонов (см. фиг. 412), изготовленных по контрольно-контурным шаблонам, снятым с плазовой разбивки. Количество шаблонов в эталоне определяется конструкцией агрегата и прямолинейностью наружных обводов. Каждый шаблон, установленный иа эталоне, должен иметь соответствующую базовую линию, линию хорды и строительную горизонталь.
5. Быстро и удобно монтироваться со стыкуемой оснасткой.
6. По эталону должна производиться настройка агрегатного станка її стапелей соответствующего агрегата.
7. Эталон должен иметь реперные площадки для установки и фиксирования его в проверяелісш станке или стапеле.
Реперная площадка показана на фиг. 416,
Она состоит из двух пластин, из которых одна приварена скобой к станине оснастки, а вторая—к ферме эталона. На репере, установленном иа оснастке, имеется фиксирующий штырь, тД! г»П1 в углубление иа репере эталона. Б зависимости от размеров агрегата на эталоне устанавливают три-четыре реперных площадки.
Готовые эталоны принимаются при обязательной стыковке их с соответствующими эталонами. Все узлы эталона проверяются по предельным калибрам. Конструктивная часть эталона (ферма, крепление узлов) принимается согласно чертежам. После приемки за состоянием эталонов следит и периодически проверяет их контрольное бюро цеха оснастки.
На каждый принятый эталон составляется паспорт, в котором, кроме специальных сведений, отмечают результаты: а) текущей проверки, проводимой
после каждой сдачи эталона на хранение в склад; б) периодической проверки по графику; в) капитального ремонта эталона; г) стыковки и нивелировки всех точек стыка группы эталонов.
ГЛАВА X